Все
Отредактировано:02.02.09 00:57
Новость на Newsland:
Какой будет семья в 2015 году?
Гостевые браки, снэк-браки, атомизация и полный пересмотр отношения к любви. Краткий конспект, что произойдет с семейными отношениями к 2015 году
Традиционную семью подтачивает, с одной стороны, желание людей обособиться, с другой — разнообразие ролевых моделей и социальных практик. Вверху — часть фотопроекта «Один день из жизни мужчины-трансгендера» (трансгендерами называют любых людей, у которых не совпадает социальный и биологический пол: транссексуалов, гермафродитов, бисексуалов, трансвеститов, etc.). На снимке житель Нью-Йорка Тофер Логан вкалывает себе ежедневную дозу тестостерона
Практически все актуальные социальные процессы и тренды существенно трансформируют традиционную семью или, точнее, разрушают ее. Семья же как один из фундаментальных и важнейших социальных институтов обладает невероятной живучестью. Поэтому главный прогноз — к 2015 году семья не претерпит радикальных изменений, но некоторые ее нынешние особенности будет видно более отчетливо.
Семью всегда охраняли: церковь, государство, общественная мораль или социальные нормы, традиции и воспроизводимые модели, создаваемые конкретной семьей. Государство как трендсеттер сейчас обладает нулевой эффективностью на территории частной жизни. Степень отчуждения общества от государства огромная, коммуникации со стороны госорганов и общественных институтов — это неожиданные сообщения и монологи, в которых говорящий не думает о том, кто его слушает, есть ли вообще слушатель и может ли он как-то использовать услышанное. В том числе и по этой причине в России не будет наблюдаться укрепления семьи и семейных ценностей.
Церковь отделена от государства и не обладает мощным охранительным ресурсом. Социальные нормы и собственно семейные традиции и модели уже давно обновились. Дети вне брака, матери-одиночки, гражданский брак, разводы и повторные браки, одинокие и холостые стали совершеннейшей нормой — уж точно в больших городах. Активно развивается разнообразие семейных форм, и это будет только усиливаться: браки без детей, дети без брака, серийные гражданские браки, гостевые браки (браки выходного дня и отпуска), свободные браки, шведские семьи, однополые браки, асимметричные браки.
Главные социальные тренды, которые оказывают и будут оказывать существенное влияние на конфигурацию семьи, представляются следующими:
Увеличение скорости жизни. Главным дефицитом становится время и внимание (собственное и к себе). На этом фоне активно развивается snack culture, сжимающая размеры товаров, услуг, информации, а также отношений для более легкого, доступного и быстрого их потребления. Усиливается роль слабых социальных связей, увеличивается их число. Людей, с которыми устанавливаются глубокие, прочные отношения становится меньше. Навыки и готовность к таким отношениям утрачиваются. Напротив, увеличивается число тех, с кем мы встречаемся только по приятным или сугубо прагматичным поводам, ненадолго — вечеринки, деловые обеды, завтраки, тематические события, business and pleasure (последнее слово — ключевое). Плюс частичный или полный переход в сетевые сообщества и социальные сети.
Рационализация. В связи с дефицитом времени очень остро стоит вопрос сокращения временных и других ресурсных издержек. Упрощается и рационализируется все, включая общение. Развиваются интернет-знакомства, размываются границы между реальным и виртуальным миром. Вообще исчезает навык установления и поддержания off-line-контактов. Снижается лояльность к брендам, любимым местам и людям.
Индивидуализация. Снижается степень явной и осознаваемой зависимости человека от группы, в том числе и от семьи. Люди считают необходимым стремиться к уникальности и отличию от других, пытаются расширять границы внутреннего мира и сферы приватного. В России можно говорить, скорее, не об индивидуализации (которая подразумевает уважение к личности другого), а об атомизации, повышении степени изолированности людей друг от друга. Люди рассматривают свою идентичность как некий проект, нуждающийся в инвестициях, развитии, разнообразных партнерствах, как очень личных, тесных, телесных, так и деловых или всех вместе сразу.
Вследствие индивидуализации меняются возрастные и половые стратегии. Женщины больше ориентируются на карьеру, мужчины становятся более инфантильными. Мы — свидетели настоящего культа молодости и подросткового возраста. Взрослые люди хотят выглядеть и вести себя как подростки, дизайнерские дома используют моделей подросткового вида в рекламных кампаниях вполне «взрослых» брендов, появился канал «2x2» «для взрослых мальчиков и девочек». Во всех перечисленных стратегиях для семьи остается мало места, либо она играет лишь роль этапа. Представления о семье как об очередной жизненной стадии поддерживаются еще одним культом — жаждой новизны и ярких впечатлений, опыта.
Бизнес обладает намного более мощными и эффективными пропагандистскими ресурсами. Транслируемые через рекламу и СМИ образы и ключевые сообщения являются одним из главных источников ментальной энергии независимой и эгоцентричной жизни. «Живи по своим правилам», «Уступи соблазну», «10 правил совместного малотравматичного проживания с женщиной» — и так далее.
Итак, какой мы увидим семью, или какие семьи мы сможем увидеть?
Отношение к семейным связям станет более серьезное, чем сейчас. Во многом более взрослой позиции и решению создать семью будет способствовать развитие системы кредитов и долгосрочных финансовых обязательств, в частности ипотеки (разумеется, если финансовая система восстановится и укрепится).
Продолже